Культура и общество

Материалы » Культура и общество

Страница 10

Следующий шаг в развитии русской литературы сделал Фонвизин. Его комедия «Недоросль» стала сатирическим портретом дворянского и купеческого общества России его времени, шагом русской литературы на пути к реализму XIX в. В 1783 г. появляются тираноборческие трагедии Я.Б. Княжнина и Н.П. Николаева, и в том же году А.И. Радищев (1749—1802) пишет сразу ставшую знаменитой оду «Вольность». В 1790 г. появилось его «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличалось самодержавие и крепостничесво. В 1786 г. Иван Андреевич Крылов (1769—1844) выступил с тираноборческими идеями в трагедии «Фи-ломена», но широкую известность в России принесли ему басни, проникнутые демократическим духом и отличающиеся сатирической остротой. Крылов развил искусство политического памфлета, нашедшее свое зрелое выражение в издаваемом им сатирическом журнале «Почта духов», где присутствовала и сокрушительная ирония, и ядовитый смех, и сарказм, и острая шутка.

Сентиментализм в русской литературе конца XVIII в. был представлен двумя основными течениями: А.И. Радищев и И.А. Крылов были выразителями линии гражданственности и демократизма, а Н.М. Карамзин развивал русский сентиментализм в русле творческого метода Л. Стерна. В нашей литературоведческой литературе было принято, учитывая революционно-демократическую направленность творчества Радищева и принимая во внимание либеральные, а впоследствии и консервативные социальные воззрения Карамзина, отдавать предпочтение первой линии и недооценивать развитие сентиментализма в литературе XVIII в. Нельзя не отметить того важного обстоятельства, что обе ветви сентиментализма в русской литературе XVIII в. были событиями одинаковой важности в истории русской культуры, и мы вправе гордиться не только демократическим пафосом «Путешествия» Радищева, но и всем творчеством Карамзина, ставшим классическим выражением достижений русской культуры XVIIIв.

Музыка. В первой половине XVIII в. в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х гг. начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1772 г. в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И. Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М. Соколовского — Е.И. Фомина «Мельник — колдун, обманщик и сват» на текст А.О. Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело приспособлен к русским реалиям.

Архитектура. Российская империя, укрепившаяся при Петре I и занявшая видное место среди европейских держав, нуждалась в архитектурных свидетельствах своей славы, могущества и богатства. Поэтому царский двор и вельможи не жалели денег на возведение зданий общественного назначения, дворцов в городах и усадьбах. Развернувшееся с 1712 г. строительство новой столицы Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых людей для обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле барокко. Из построек петровского времени следует отметить прежде всего Собор Петропавловской крепости архитектора До-менико Трезини (ок. 1670—1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне — университет) на Басильевском острове.

Однако расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700— 1771), сына известного скульптора Бартоломео Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли — Большой Царскосельской дворец, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по теме

Суздаль
Суздаль возник на основе древнейшего сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового феодального общества. Это город во Владимирской области, центр Суздальского района. ...

Художественный метод эпохи Возрождения
Своеобразием художественного метода эпохи Возрождения явилось то, что они ориентировались на создание средствами искусства некоего идеала, которому необходимо следовать. В этом ренессансный метод действительно напоминал художественный мет ...

Развитие кинопроката в современных условиях
Закат кино в СССР начался задолго до Перестройки. Стало доступно телевидение, а в начале 80-х пышным цветом расцвел неконтролируемый рынок подпольных видеосалонов и широкая продажа, тогда еще не названная официально пиратской, видеопродук ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация