Любим театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, О.О. Садовская, Г.Н. Федотова, С.В. Шумский, И.В. Самарин и другие. Их игра отличалась высоким мастерством, искренним выражением чувств, всем тем, что Островский называл школой "естественной и выразительной игра на сцене". В Петербурге, несмотря на давление со стороны дирекции императорских театров и скепсиса публики "высшего света", также происходила демократизация Александринского театра, где играли блестящие актеры М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов и др.
Вторая половина века была временем широкого распространения театрального искусства на провинциальной сцене. Популярными труппами славились театры в Киеве, Одессе, Риге, Ростове на-Дону, Харькове, Саратове, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах.
В театрах ставились не только пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Тургенева, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Бомарше, но и мелодрамы, водевили, ремесленные пьесы, иностранных и отечественных авторов.
В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римско-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.
В России проживало более 200 национальностей. Экономическое развитие национальностей было разным, они переживали разные ступени общественного развития.
Быстрое развитие капиталистических отношений шло на Украине. Здесь развитие культуры имело прочные корни и вековые традиции. В конце 50-х - начале 60-х гг. на Украине стали открываться воскресные школы, которые энергично организовывал профессор Киевского университета П.В. Павлов. В 1862 г. на Украине действовали уже 67 воскресных школ. Для этих школ Т.Г. Шевченко написал и издал "Букварь южнорусский".
Значительный вклад в развитие культуры и науки на Украине внесли Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты, в которых работали крупные русские и украинские ученые (Мечников, Сеченов, Максимович, Потебия и др.). Важным этапом в развитии образования на Украине стало преобразование в 1875г. Нежинского юридического лицея в Историко-филологический институт князя Безбородко. В институте князя Безроботко преподавали крупнейшие русские ученые-филологи: А.С. Будилович, Р. Ф. Брандт, М.Н. Сперанский и другие.
Продолжателями творчества Т.Г. Шевченко явились талантливые писатели, классики украинской литературы Марко Вовчок, Панас Мирный, И.Я. Франко, Леся Украинка. Марко-Вовчок - это псевдоним Марии Александровны Вилинской-Маркович. Прекрасное знание быта и нравов украинских крестьян, их устного творчества, тонкое чувство языка сделали ее блестящей писательницей, ее рассказы из народного быта стали широко известны. "Украинские народные рассказы" Вовчок И.С. Тургенев перевел на русский язык.
Разносторонним было творчество Ивана Яковлевича Франко. Это был крупный поэт, романист и драматург, литературный критик. Его произведения (например, "Украденное счастье") пронизаны любовью к народу, глубоким пониманием его интересов. В своих книгах писатель выдвигал идеи сближения всех славянских народов. Писателем революционно-демократического направления был Панас Мирный. Романтическая, поэтическая сущность национального искусства и социально-философские проблемы своего времени выражены в произведениях украинской поэтессы Леси Украинки.
Статьи по теме
Понятие знака. Семиотика костюма
А что же собой представляет знак? Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого).
Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, ...
Украинский романтизм
Украинский романтизм имеет много общего с романтизмом общеевропейским. Но, в то же время это глубоко национальное явление, питаемое украинским корнем, украинским мировосприятием и украинской историей. Кроме этого “Романтизм как этнокульту ...
Значение письменности в истории славянских народов
«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры — той культуры, которая выводит славянство на уровень « ...