Развивался украинский национальный театр, для которого писали пьесы драматурги И.К. Карпенко-Карый, М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий.
Были заложены основы украинской национальной музыки. Выдающийся вклад в развитие украинской и русской музыки внес украинский композитор, ученик Римского-Корсакова, Николай Витальевич Лысенко. Его оперы "Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" имели огромный успех и не сходят со сцены до наших дней. В 1863 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра была поставлена опера ученика М.И. Глинки, знаменитого украинского певца и композитора Семена Степановича Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", в основу которой легли мелодии украинских народных песен.
Я думаю, украинская литература, драматургия, искусство развивались в тесном взаимодействии с русской культурой. Многие произведения украинских писателей, и в первую очередь Т.Г. Шевченко, М.Вовчок, И. Франко и других переводились на русский язык, издавались в Москве и Петербурге, укрепляли общую культуру России.
В то же время на украине зародилось и развивалось буржуазно-националистическое движение, которое старалось разорвать связи украинского и русского народов. Националисты выступали с идеей о "безбуржуазности" украинской нации. Эти взгляды подвергались критике со стороны демократических украинских писателей.
В Белоруссии развитие культуры шло также под влиянием передовой русской культуры. Здесь сформировалась национальная интеллигенция из лиц, окончивших Петербургский, Московский, Киевский университеты. Революционно-демократическое направление возглавили выдающийся деятель белорусского революционного движения, публицист, воспитаник Петербургского университета К.С. Калиновский и писатель-демократ Ф.К. Богушевич. На формирования взглядов Богушевича оказали влияние учение Чернышевского, поэзия Некрасова и Шевченко. Широко известными стали сборники его стихов "Дудка белорусская" и "Смычок белорусский". Крупнымии белорусскими писателями были Янка Лучина и В.И. Дунин-Марцинкович. Янко Лучина, инженер по образованию, долго работал в железнодорожных мастерских. В своих стихах воспевал труд.
Большую просветительную, научную и практическую работу проводил в Белоруссии Земледельческий институт - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение.
В Прибалтике развитие школьного образования шло значительно быстрее, чем в центральных губерниях: по переписи 1897г. грамотность население старше 8 лет составляла в Эстонии - 90%, в Латвии-80% и в Литве-54%. В 80-х гг. были проведены реформы, по котором учебные заведения остзейских дворян и лютеранских пасторов были переданы в Министерство народного образования. Препоавание переводилось с немецкого языка на русский, кроме начальных школ. В ряде начальных школ обучение велось на латыжском и эстонском языках. Увеличелось число гимназий, учитеьских семинарий, других учебных заведений. Значительную роль в развитии просвещения и культуры Росси, сыгрло немецкое население Прибалтики. Много латышей, этонцев и литовцев учились в Дерптском, Петербургскм, Варшавском и дугих университетах, в Рижском политехническом институте. Петербургский университет окончил великий латышский поэт Я.Райнис. Крупным деятелеми эстонской культурыбыли выдающийся поэт и ученый Ф.Крейцвальд, ученый-языковед М. Веске.Крейцвальд составил знамеитую книгу эстонского национльного эпоса "Калевипоэг", а Веске работая в Канском университете, написал научный труд "Славяно-финские культурные отношения по данным яыка".
Статьи по теме
История русской живописи XVII-XVIII
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и ...
Великая Отечественная война в истории отечественной
культуры
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задач ...
Алфавитно-предметный указатель
Поиск нужного отдела непосредственно по каталогу невозможен в тех случаях, когда читатель к какой отрасли знания относится интересующая его проблема. Для облегчения поиска к систематическому каталогу составляется алфавитно-предметный указ ...