Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 13

В Азербайджане основы новой художественной литературы и драматургии заложил крупнейший деятель культуры Мирза Фатали Ахундов. Ахундов сотавил в 70-х гг. новый азербайджанский алфавит. Вместе с ним вел большую просветительную работу публицист и критик, педагог Г. Зардаби, который основал азербайджанский театр сначала на любительских началах, а затем в 90-х гг. набрал профессиональную труппу. Театр ставил пьесы Ахундова и начинавшего свою деятельность крупного писателя, драматурга и революционого деятеля Наримана Нариманова.

Главным итогом культурного подъема в Закавказье было создание национальной ителегенции у всех народов. Возникают различные просветительные и научные общества, отделения общеросийских обществ, музеи, новые училища, гимназии. Издавались газеты и журналы на родных языках не только в Закавказье, но и В Петербурге, и в Москве. Вделе развития просвещения среди армян значительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве (открытый в 1815 г.) и Нерсеянское училище в Тифлесе. Крупными культурными центрами в этот период, кроме Тифлиса, становятся Баку и Эриван.

Большое влияние на деятельность национальных писателей-просветителей оказывала русская культура. Многие деятели просвещения окончили Петербургский университет и другие учебные заведения в центре страны, были знакомы с русскими писателями, многие деятели русской культуры бывали на Кавказе, начиная с Пушкина, Гибоедова. Крупный деятель грузинской культуры А. Церетели писал: "Есть молодая Россия, с которой мы желаем идти рука об руку не только для осуществлениянациональных, но и общечеловеческих идеалов, которые называются братством, единением, равноправием".

Культура Молдавии испытала благотворное влияние русских писателей, пребывание которых в Кишеневе оставило заметный след и дало толчок развитию демократического напрваления. Молдавская литература испытавала также влияние украинской и румынской литератур. Идеи буржуазного просветительства широко пропагандировали и проводили в жизнь Василе Александри и Михаил Эминеску, писатели-демократы. Жизнь молдавского села талантливо описал в своих произведениях писатель-реалист Ион Крянге.

Кишенев как центр культуры формируется в значительной степени во второй половине 19 века. Здесь также открывается театр, учебные заведения, возникают различные общества.

Развитие просвещения в Средней Азии делало только первые шаги. Хотя на ряду с церковными школами в 70-80-е гг. возникают светские, грамотными в конце века были только около 3 % жителей. В городах Верном, Семипалатинске, Ташкенте, Ашхабаде, Караколе были открыты русско-кахзахские, русско-туркменские и иные школы, но их было мало.

Развитие культур этих народов шло под влиянием, с одной стороны, мусульманской религии, с другой- русской культуры. Большое значение имело использование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре, национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов, многие из которых были уже профессиональными певцами и сказателями, сами сочиняли песни и сказы. Тенденции расширения просвещения принесли прогрессивные общественно-политические сдвиги в стране.

Большую роль в развитии казахской культуры сыграли просветитель, востоковед, этнограф и историк Чокан Валиханов и основоположник национальной литературы Казахстана Абай Кунанбаев. Валиханов записал и перевел на русский язык часть народного эпоса "Манас", участвовал в экспедициях, сотрудничал с крупными ученами-путешественниками Семеновым-Тян-Шанским и Потаниным. Он называл казахов "братьями русских по отечеству", видел залог успешного развития казахской культуры в тесном единении ее с передовым лагерем русской демократии. Крупнейший казахский поэт и писатель Абай Кунанбаев создал ряд поэм, написал произведение "Назидание". Он стал основоположником литературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество-это энциклопедия жизни казахов конца 19 века. Призыв Кунанбаева к сближению с русским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока. "Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, - писал он, - необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза."

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Статьи по теме

Подготовка речи в зависимости от вида монолога
Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления ...

Литература
Конец XIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием "серебряного века". Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, "всеобщая ...

И. Аргунов
На творчество И.П. Аргунова (1729–1802) во многом повлияло его положение крепостного. В ряде случаев воля заказчика непосредственно направляет усилия живописца. Однако эти произведения отнюдь не свидетельствуют о несамостоятельности творч ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация