Кризисность жизни и трагедия романтика в том, что это человек другого мироощущения, но живучего в мире, созданном просвещением.
У просветителя в качестве аналога профанно-сакрального выступает оппозиция света и тьмы, а у романтика – прозаического и поэтического. Романтизм в некотором смысле близок к Ренессансу.
Особое место в романтизма занимает тема любви.
Главной чертой культуры 19 века становится состояние культурной пестроты и неопределенности, которая оценивается большинством мыслителей как кризис культуры.
19 век начал процесс активной секуляризации жизни, т.е. освобождения от власти религии и церкви. Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. В 19 веке начался систематический критический анализ религиозных идей и учений. В частности, в Германии сформировалась так называемая «мифологическая школа», сторонники которой считали библейские, кораничские и т.п. рассказы только мифами, вымыслами.
19 век — это время бурного развития археологии, что очень стимулировала интерес к истории. Во второй половине 19 века формируется «библейская археология», занимающаяся раскопками в библейских местах. Открытия в данном направлении имели двойственное влияние на религиозные взгляды. Так, например, открытие Джоном Смитом глиняных табличек из Месопотамии с описанием всемирного потопа (в эпосе о Гильгамеше) подрывало значение Библии как уникальной и богодухновенной книги, ибо соответствующий рассказ оказался заимствованным из более древней литературе. В других случаях раскопки подтверждали правильность информации, имеющейся в Библии -- о древних городах и войнах.
Научные открытия породили особое умонастроение: сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.
Установление связи науки с потребностями жизни и практики, теоретическое осмысление производственных процессов, а также установление тесной взаимосвязи науки и техники способствовали тенденциям превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития. Идеи, в том числе и научные начинают рассматриваться как честная собственность. По этой причине развитие науки в европейской культуре мало отличалось от развития капиталистического товарного производства. Решая проблемы научения и обучения в эпоху своего формирования, наука накопила главный капитал — знания, которые можно было употреблять безотносительно к индивидуальности, к нравственности, к национальным, возрастным, половым различиям. Знания (главными среди которых в ХХ веке станет — информация) становятся символом культуры: у кого есть знания, у того есть богатство и власть. Захватывая колонии колонизаторы воздвигали монумент своей власти прежде всего на том, что обладали новым, более развитым знанием. В тоже время, европейцы вывозили из колоний сведения о культурных различиях народов. Усвоенные и переработанные, эти сведения обеспечили универсализм европейской культуре, позволявшей ей вступать в диалог с любой культурой мира. Диалог, в котором последнее слово все же оставалось за Европой.
Значительные изменения затронули и представления об обществе и государственности. В развитие учения о государстве и праве большой вклад внесли представитель немецкой классической философии — Кант, Фихте, Гегель. Оригинальная концепция государства и права была разработана Марксом и Энгельсом, по учению которых государство есть аппарат насилия, орудие господства большинства над меньшинством; а после победы социалистической революции и по мере приближения к коммунистическому обществу государство должно отмереть.
Во второй половине века в развитии западноевропейской политико-юридической мысли можно выделить в качестве основных течений либерализм (английский, французский и немецкий), социалистические и позитивистские учения.
Поэтому следующей отличительной чертой культуры 19 века стало то, что теоретическим основанием динамики как всей культуры в целом, так художественной культуры в частности стал небывалый расцвет философии, небывалых успехов в которой достигла именно немецкая классическая философия. Ее родоначальником считается И.Кант, Иоган Готлиб Фихте, считавший философия предвестником возникновения такого явления в культуре как романтизм. Титаном немецкой классической философии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма. Согласно Гегелю культура представляет собой реализацию абсолютного духа — мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие типы культур, от античной до современной, суть разной фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы:отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Противоречие, внутренний источник развития, представляется в виде триады: тезис (исходный момент), антитезис (отрицание, переход в противоположность), синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество.
Статьи по теме
Максимов В.В
В первую очередь тут следует назвать В.В. Максимова (1844-1911) - автора картины "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Художник разрабатывает особенно популярный в предшествующем искусстве мотив свадебного, брачного р ...
Умбрийская школа XV век
В Умбрии в XV веке не было крупных городов, много пространства занимали помещичьи угодья, поэтому и в искусстве дольше жили и были ярче феодальные, средневековые традиции.
Искусство Умбрии декоративно, лирично, мечтательно и религиозно. ...
Искусство французских импрессионистов
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина – один из крупнейших музеев России. Здесь хранятся произведения зарубежного искусства от глубокой древности до наших дней. Мировой известностью пользуется коллекция древнее ...