Европейская культура 19 века

Материалы » Европейская культура Нового времени » Европейская культура 19 века

Страница 2

Кризисность жизни и трагедия романтика в том, что это человек другого мироощущения, но живучего в мире, созданном просвещением.

У просветителя в качестве аналога профанно-сакрального выступает оппозиция света и тьмы, а у романтика – прозаического и поэтического. Романтизм в некотором смысле близок к Ренессансу.

Особое место в романтизма занимает тема любви.

Главной чертой культуры 19 века становится состояние культурной пестроты и неопределенности, которая оценивается большинством мыслителей как кризис культуры.

19 век начал процесс активной секуляризации жизни, т.е. освобождения от власти религии и церкви. Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. В 19 веке начался систематический критический анализ религиозных идей и учений. В частности, в Германии сформировалась так называемая «мифологическая школа», сторонники которой считали библейские, кораничские и т.п. рассказы только мифами, вымыслами.

19 век — это время бурного развития археологии, что очень стимулировала интерес к истории. Во второй половине 19 века формируется «библейская археология», занимающаяся раскопками в библейских местах. Открытия в данном направлении имели двойственное влияние на религиозные взгляды. Так, например, открытие Джоном Смитом глиняных табличек из Месопотамии с описанием всемирного потопа (в эпосе о Гильгамеше) подрывало значение Библии как уникальной и богодухновенной книги, ибо соответствующий рассказ оказался заимствованным из более древней литературе. В других случаях раскопки подтверждали правильность информации, имеющейся в Библии -- о древних городах и войнах.

Научные открытия породили особое умонастроение: сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.

Установление связи науки с потребностями жизни и практики, теоретическое осмысление производственных процессов, а также установление тесной взаимосвязи науки и техники способствовали тенденциям превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития. Идеи, в том числе и научные начинают рассматриваться как честная собственность. По этой причине развитие науки в европейской культуре мало отличалось от развития капиталистического товарного производства. Решая проблемы научения и обучения в эпоху своего формирования, наука накопила главный капитал — знания, которые можно было употреблять безотносительно к индивидуальности, к нравственности, к национальным, возрастным, половым различиям. Знания (главными среди которых в ХХ веке станет — информация) становятся символом культуры: у кого есть знания, у того есть богатство и власть. Захватывая колонии колонизаторы воздвигали монумент своей власти прежде всего на том, что обладали новым, более развитым знанием. В тоже время, европейцы вывозили из колоний сведения о культурных различиях народов. Усвоенные и переработанные, эти сведения обеспечили универсализм европейской культуре, позволявшей ей вступать в диалог с любой культурой мира. Диалог, в котором последнее слово все же оставалось за Европой.

Значительные изменения затронули и представления об обществе и государственности. В развитие учения о государстве и праве большой вклад внесли представитель немецкой классической философии — Кант, Фихте, Гегель. Оригинальная концепция государства и права была разработана Марксом и Энгельсом, по учению которых государство есть аппарат насилия, орудие господства большинства над меньшинством; а после победы социалистической революции и по мере приближения к коммунистическому обществу государство должно отмереть.

Во второй половине века в развитии западноевропейской политико-юридической мысли можно выделить в качестве основных течений либерализм (английский, французский и немецкий), социалистические и позитивистские учения.

Поэтому следующей отличительной чертой культуры 19 века стало то, что теоретическим основанием динамики как всей культуры в целом, так художественной культуры в частности стал небывалый расцвет философии, небывалых успехов в которой достигла именно немецкая классическая философия. Ее родоначальником считается И.Кант, Иоган Готлиб Фихте, считавший философия предвестником возникновения такого явления в культуре как романтизм. Титаном немецкой классической философии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма. Согласно Гегелю культура представляет собой реализацию абсолютного духа — мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие типы культур, от античной до современной, суть разной фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы:отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Противоречие, внутренний источник развития, представляется в виде триады: тезис (исходный момент), антитезис (отрицание, переход в противоположность), синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Театр
Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс английский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились социальные противоречия, предшествовавшие А ...

Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
Появление науки, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не бы ...

Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
Семиотический аспект имиджа напрямую связан со знаковым содержанием вещи. Повседневная вещь на всем протяжении культурной истории человечества являла собой гораздо больше, чем просто материализованную функцию того или иного действия. Как ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация