Европейская культура 19 века

Материалы » Европейская культура Нового времени » Европейская культура 19 века

Страница 3

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые утверждали, что первичной является бытие, а вторичным — знание. Движущей силой в общественном развитии является классовая борьба.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько учений, философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше.

Позитивизм (от латинского положительный) — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только импирическое, основанное на опыте и точном описании фактов.

В философии жизни основным понятием выступает понятие жизни, рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как

· Естественное начало в противоположность механическому;

· Как космическая сила, «жизненный порыв»;

· Как источник неповторимых образов культуры, которая противопоставляется механической цивилизации.

Значительные изменения произошли в социальной стороне художественной культуры: искусство все больше становилось предназначенным для самых широких слоев общества. Коммерционализация искусства развивало и его популяризацию. Все большее значение получают публичные выставки и концерты, развиваются зрелищные виды искусства.

Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, определившие облик европейской культуры уже в ХХ веке.

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем художественное движение, развернувшееся в Европе в к. 18—н. 19 столетия. До 18 века термин как эпитет «романтический» указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках (т.е. на языках классической древности). Это были романсы, а также романы и поэмы о рыцарях. В к. 18 века термин начинает употребляться шире: как авантюрное, занимательное, старинное, самобытное, далекое, наивное, фантастическое, духовно-возвышенное, призрачное и даже пугающее. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального — у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.

Романтизм как течение художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Например, в Германии романтизм представлен деятельностью представителей так называемой иенской школы, среди которых можно назвать: Виольгельма Генриха Вакенродера, Людвига Тика, Теодора Амадея Гофмана; во Франции — Виктора Гюго, Альфреда де Мюссе; в Англии Джордж Гордон Байрон и т.д.

Возникновение романтизма связывается с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, а так же с реакцией на углубление на углубление острых противоречий цивилизации. Романтики резко дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Протест вызывали как способы производства, формировавшего «частичного» человека, лишившие его целостности и универсальности, так и усредненно-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека. В творчестве романтиков можно обнаружить конфликт между художником-энтузиастом и бюргером, серой повседневностью и возвышенными идеалами, «котелком приказчика на голове пророка». Главным основанием романтичности культуры является увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности.

Романтики настаивали на том, что главный смысл искусства состоит в воспроизведении глубин человеческого духа высоких и непостижимых. Сама объективность состоит из масок, она обманчива и многопланова, поэтому она не может быть только исходным материалом для художника. Поэтому основной акцент художественного творчества романтики видят не в действительности, а в переживаниях самого художника. Через искусство человек пытается найти смысл, свое место в жизни через эзотерику, мистицизм, пытаясь расширить самостоятельно свое сознание. Проникновение в то, что лежит за явлением не может быть выражено в устойчивой художественной форме. Отсюда—одна из характерных черт романтизма — анархия формы и смещение жанровых границ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Искусство итальянского Возрождения
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно в ...

Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства
В изобразительном искусстве натюрморт – ( от франц.) nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, т ...

Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом
Но не всем представителям импрессионизма присуще жизнерадостное восприятие мира. Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными. В ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация