С Николаевщиной связано имя известного в своё время, а также и теперь на западе Европы, пейзажиста, мариниста, соперника Айвазовского, академика Руфина Гавриловича Судковского, жившего и творившего в городе Очакове на берегу Днепровско-Бугского лимана и Чёрного моря.
Руфин Гаврилович Судковский родился 7 апреля ст. ст. 1850г в г. Очакове в семье священника, представителя уже трёх поколений священников в Очакове со времени его перехода к России от Турции. Семья его кровно была связана с Очаковом, с лиманом, морем, с интересами этого городка, небольшой крепости на устье Днепровско-Бугского лимана. Здесь в Очакове и прошло детство будущего мариниста. В 1862 г Р.Г. Судковский поступил в Одесское Духовное училище, а в 1865 г перешёл по традициям своей семьи в Херсонскую Духовную семинарию, находившуюся в Одессе. Тогда же начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества Изящных Искусств в Одессе, где и познакомился с известным маринистом Айвазовским. Затем, 17 лет, не чувствуя никакого призвания к духовной службе, к исполнению обязанностей священника, прервал своё обучение в семинарии и по окончании 4-х общеобразовательных классов семинарии в 1868 году Р.Г. поступил студентом в Петербургскую Академию Художеств, где учился около 4-х лет. Отец священник был против увлечения сына живописью. Но затем много лет спустя признал его увлечение, талант, случайно однажды услышавши в вагоне поезда высокую оценку способностей его сына художника от пассажиров. Несмотря на успехи в живописи, Р.Г. установленного научного экзамена, однако не сдал, хотя и получил в 1870 г за свои картины на выставке 2 серебряные медали, а в 1871г даже первую большую серебряную медаль. В 1872 году после тяжёлого приступа кровотечения из горла бросил учение в Академии Художеств и был отправлен братом в свой родной Очаков на поправку.
В 1873 году на Академической выставке Р.Г. Судковский выставил свою большую картину «Буря близ Очакова». Академия Художеств за неё выдала ему диплом на звание классного художника 2-й степени без установленного научного экзамена, «в знак особого исключения и в пример другим». 20 апреля 1879 года Академия Художеств присудила ему за новые работы звание классного художника 1-й степени. Судковский продолжал далее упорно работать, используя богатейшие сюжеты для живописи его родины, где справа – море, а слева – Днепровско-Бугский лиман. Популярность его, как художника, стала быстро расти. Для пополнения своего образования Р.Г. Судковский дважды предпринимает заграничные поездки. В 1874 году в течение 2-х лет он побывал в Германии, Франции, а в 1880 году в Австрии, Швейцарии, Италии. Свои произведения Р.Г. Судковский демонстрировал на выставках в Петербурге совместно с художником Ю.Ю. Клевером в 1882 , 1883, 1884 г.г. В Одессе в 1880г, 1881 г и в 1885 г в малой зале Биржи – где выставил до 90 больших картин и до 50 этюдов, рисунков, эскизов; на Московской Всероссийской выставке 1882 года, где были картины: «Буря» 1881г, «Пустынь», «Сумерки», «Перед бурей», «Полдень»; в г.Николаеве 24 февраля 1885 года, где было выставлено 7 больших картин, 14 малых, 80 этюдов; в Петербурге в 1884 году на выставке Общества поощрения Художеств и, наконец, в последний раз в 1885 году в Киеве. Академия Художеств 4-го ноября 1882 года после выставок картин в Одессе и Петербурге – присудила Р.Г. Судковскому звание академика. Таким образом, Р.Г. Судковский при всеобщей зависти даже со стороны своего соперника Айвазовского, получил ещё при жизни этот почётный титул и признание со стороны специалистов своего дела. Николаевщина может гордиться, что дала такого сильного представителя в живописи. Картины Судковского с различных выставок были приобретены Академией Художеств, Третьяковым, Сан-Донато, Дондуковым-Корсаковым, А.Нецветаевым, Бюхтером, С.Терещенко и другими лицами.
Статьи по теме
Живопись
В уме молодого художника давно зрела мысль покинуть родное гнездо. Жизнь маленького провинциального городка с его простыми нравами и узким кругозором была слишком мелочна и тесна для мощной души двадцатичетырехлетнего юноши. Ему хотелось ...
Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. ...
Московская школа
Московская школа иконописи сложилась позднее Новгородской и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом Псковской школы. Долгое время Москва была незначительным поселением, и ничто в ней не предвещало ее грядущего возвышения. До нас не ...