Много сюжетов, мотивов, тем для творчества Судковскому дал также городок Очаков с лиманом, окрестностями. Очаков получил своё многоликое отображение в таких его картинах как: «Очаковская набережная», «Буря около берегов Очакова», «Вид Очакова», «Рыбаки, застигнутые бурей»(1873), 3 этюда берега «Чёрного моря близ Очакова», «Полдень – Очаковский берег», «Ловля сельдей около Очакова», «Буря около Очакова», «После бури», «Очаковская пристань», «Очаковская пристань» (1884), «В Очакове» (акв.1880), «Очаковская отмель», «Ночь на Днепровском лимане близ Очакова» (1867 – 68), «Ночь в Очакове», «Очаковский дубок», «Казённый сад у Очакова», «Очаковский пляж», «Урожай у Бейкуша», «Первая Очаковская Карантинная пристань» и много других этюдов, рисунков, картин.
Многие из своих картин, этюдов писал Руфин Гаврилович, сидя на камне во дворе школы, на обрыве у сигнальной станции. Это можно заметить в его картинах. Кинбурн запечатлелся в картинах: «Кинбурнская коса после дождя», «Ловля сельдей у Кинбурна», остров Березань – в картине «Остров Адо близ Очакова», а Одесса с окрестностями в таких как «Одесский рейд», «Перед бурею близ Одессы», «Яхта Одесского яхт-клуба», 2 этюда «Чёрного моря близ Одессы», «Одесский маяк», «Одесский берег», «Мёртвый штиль» (берег около Одессы), «Рассвет» (берег около Одессы), «Одесский берег» - 2 этюда, «Буря около Одессы», «Одесский мол во время бури», «У фонтана под Одессой» и др.
Преобладающим же мотивом творчества Судковского, как и Айвазовского, было море, лиман, вода. Он был маринистом. В море Руфин Гаврилович любил как состояние полного его хаоса: бурю, шторм, «Девятый вал», так и момент штиля, затишья. Его интересовало состояние моря до бури, после неё, море осенью, море ночью и днём, в полдень, утром, на рассвете, лунная ночь на море. Сильнее же всего Р.Г. увлекался бурным морем. Морем, не радостно несущим свои волны на берег, а морем бушующим, с девятым валом, предвещающим горе, гибель, что-то неизведанное, стихийное, часто страшное для рыбаков и для одиноко плывущего в открытом море парохода. Он стал певцом этого мрачного, тёмного, страшного, бушующего, неистового, гневного чаще моря, у берегов Николаевщины, возле Очакова, где сходится Днепровско-Бугский лиман с Чёрным морем, где вдали виднеется Кинбурнская коса, пристанище рыбаков в шторм и остров Березань (Ада), одинокий, скалистый, червоно-красный или серый на взморье.
О творчестве Судковского можно сказать, что это был даровитый художник-маринист, академик, видный представитель искусства, живописец, сын нашего юга, нашей Николаевщины.
Художественная деятельность, так безвременного погибшего художника, продолжалась всего каких-либо 15 лет. Судковский не был ни рисовальщиком, ни акварелистом, хотя и писал их. Он был создан для палитры, холста и масляных красок, для пейзажей, для истолкования в живописи эффектов южного, нашего Чёрного моря и воздуха. Он всегда в одно и то же время писал 4 или 5 картин сразу, а оканчивал их уже по настроению. Продуктивность его была велика. Он давал по 10 – 20 больших полотен, эскизов, этюдов в год, что обнаруживает его большое трудолюбие. Он работал лихорадочно, как бы предчувствуя преждевременную смерть, почти не зная, что такое отдых. С 1882 года он уже мог устраивать выставки своих картин сам. Он был в полном значении этого слова добрый, честный человек, на всё отзывчивый, вечно сомневающийся в своём таланте и в то же время, вечно порывающийся вперёд, чтобы сделать что-нибудь достойное своей мастерской кисти.
Статьи по теме
Боги и обряды
В древнеславянских мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония) и людей (антропогония), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ним взаимо ...
Искусство Мезолита
Среди памятников культуры мезолитического населения Европы особое место принадлежит наскальным изображениям испанского Леванта (словом «Левант» обозначается в настоящее время восточное побережье Средиземного моря). Левантийские наскальные ...
Особенности оформления древних книг
Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу - все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. Заглавного или титульного л ...