Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский

Материалы » Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский

Страница 5

Судковский, как и Айвазовский, Боголюбов, Лагорио, Васильев, Орловский и ещё некоторые другие – вообще редкие явления в истории живописи в России и на Украине, ибо маринистов у «сухопутных» по преимуществу народов, какими являются русские, украинцы, евреи и т.д., почти не бывает и не может быть, за малым исключением тех, кто родился, вырос в прибрежных, приморских поселениях таких, как Феодосия, Очаков, Петербург.

Судковский принадлежал к числу тех передовых в 70 – 80 г.г. художников, кто развивал и придерживался национальной школы в живописи. Историческая живопись, за исключением нескольких картин, была ему чужда по свойству его таланта.

Портретов он не писал, за исключением только портрета своей матери для своей семьи, а не для выставок, для публики.

По технике своей поздние картины Судковского могли уже соперничать с картинами иностранцев на всемирных выставках. Однако, Судковский не писал картин на иностранные темы.

Судковскому не удалось создать школы последователей, не удалось при жизни иметь своих учеников.

Из картин его наибольшей известностью пользуются: «Ночью будет буря», «Девятый вал», «Дарьяльское ущелье», «Одесский мол», «Пристань в Очакове».

Профессор Н.П. Кондаков 6 февраля 1885 года в день похорон Р.Г. Судковского в Очакове сказал следующую речь в Одесской рисовальной школе Общества Изящных Искусств: «Покойный и родом и своей художественной деятельностью был сын нашего юга. Южное море было его исключительной художественной стихией. На его картинах мы видали у него и грандиозные дали, лишь слегка на самом горизонте закутанные лазурной дымкой, то живучую могучую стихию, катящую правильно вал за валом, то блестящую переливами моря у берегов. Его живопись сливала в общегармоническое впечатление всю причудливую мозаику рефлексов. Наш художник, хотя и после долгих работ, но всё же при первом выступлении, почти сразу был признан сильным, самостоятельным маринистом. Сразу понял и определил Судковский свою задачу: писать своё море исключительно с натуры, не творить ничего по воображению и удержанным впечатлениям, делать для моря полные этюды, как делает маринист. В этом была его сила…»

Кто же такой для нас Руфин Гаврилович Судковский?

По мнению отдельных критиков того времени – он: академик пейзажной живописи, маринист, академик живописи морских видов, живописец Чёрного моря, Очакова, Днепровско-Бугского лимана, природы у Очакова, виднейший маринист после Айвазовского по мысли одних, а, по мнению других – далеко опередивший Айвазовского своими картинами.

«После Айвазовского молодой художник самый даровитый и тонкий наблюдатель моря и его поэтических красот. Он умел передавать в своих картинах прозрачность волны и световые рефлексы, и грозный вид разъярённой стихии».

Основное значение Судковского в том, что он как живописец-маринист занимался изучением родной природы, природы нашей Николаевщины, Днепровско – Бугского лимана, Чёрного моря. Он показал нам то, мимо чего мы часто проходим, может быть предметом высокого искусства, что мы живём среди таких красот, каких мы не замечаем среди повседневных забот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

М. Антокольский
Эти черты присущи и самому значительному скульптору второй половины XIX в. М.М. Антокольскому (1843-1902). Но он как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением "монументальных личностей": "Иван ...

Урок анатомии
Через год после своего переселения в Амстердам Рембрандт создал одно из величайших своих произведений - "Урок анатомии". Если бы творец "Ночного дозора", "Снятия с креста" и других выдающихся картин написал т ...

Верхотурский Николаевский монастырь
В XVII-XVIII веках одними из крупных центров иконописания Зауралья были монастыри. Основанный в 1602 году Верхотурский Николаевский монастырь не являлся исключением. Известно, что в 1671-1672 гг. в Верхотурье работал иконописец Иван Макси ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация