Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский

Материалы » Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский

Страница 4

Р.Г. Судковский не принадлежал к семье, где процветало искусство. Он сам, собственными силами проложил себе дорогу к живописи, отказавшись от традиционной в его роде должности священника, даже тогда, когда отец открыто был против его увлечения – занятия живописью. Только своим талантом достиг он славы, несмотря на конкуренцию, соперничество всесильного тогда И.К. Айвазовского (1817 – 1900), несмотря на то, что в то же время работали и творили свои произведения такие известные русские маринисты как Алексей Петрович Боголюбов, создавший собственную школу маринистов (1824 – 1896), Лагорио Лев Феликсович (1826 – 1905), Фёдор Александрович Васильев, так рано умерший (1850 – 1873), ровесник Р.Г. Судковского -- Владимир Донатович Орловский (1842 – 1914), а из немецких Андрей Ахенбах (1815 – 1910) и другие.

Талант Судковского расцвёл в 70 – 80 г.г. 19-го века. Судковский, как и все художники своего времени прошёл через итальянскую школу живописи, через классику.

Вскоре он отошёл от влияния своих учителей, итальянской школы в живописи и за основу своего творчества взял такие черты, как реализм и народность. Он взялся за изучение быта, главным образом, очаковских рыбаков, близких ему за изучение моря по преимуществу, за изучение не прикрашенной жизни. Судковского привлекала с необычайной силой правда жизни, сюжет, взятый из самой простой ежедневности, глубокая естественность, природность, отсутствие всего фальшивого, ненатурального, высокопарного как у классиков.

В живописи Р.Г. Судковский неизменно требовал только художественного реализма.

Редко он бывал доволен собой и в то же время встречал недоброжелателей или подозревал зависть (как, например, со стороны Айвазовского), приходил в отчаяние от того, что часто вначале русская публика Петербурга, Одессы и других городов относилась к нему с равнодушием. Критика же часто, особенно в начале его художественной деятельности или не замечала его, или отзывалась пристрастно в дурную сторону о нём. Судковского одно время обвиняли в том, что его картина «Мёртвый штиль» не оригинальна, не самобытна, и даже прямо заимствована с картины Куинджи «Ладожское озеро».

Заявление об этом было подписано В.Максимовым, Н. Крамским, Е. Волковым, И. Репиным, художниками – передвижниками.

Обвинение в плагиате в глазах лиц беспристрастных и понимающих в процессе художественного творчества было до крайности странным. Имел ли право Судковский исполнить картину на тему, виденную им за двенадцать лет перед тем на чужом этюде, или имеет ли вообще право живописец брать для себя темы, когда-либо занимавшие других? Вот основной вопрос полемики того времени. Известный писатель Н.П. Вангер утверждал, что в названной картине индивидуальность художника достигла высших пределов. Здесь Судковский ни на йоту не согрешил против Куинджи. В этой прискорбной полемике Судковский не принимал никакого участия.

Судковский изобрёл, ввёл в живопись немало собственных тем для своих картин, и они остались в дальнейшем для каждого мариниста. Судковский, как и Айвазовский, Лагорио – заставил художников, преимущественно маринистов России, говорить о красотах Чёрного моря. После Судковского, Днепровско – Бугский лиман, окрестности Очакова, Одессы в живописи, пейзаже заняли соответствующее место.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Франция
Французский балет в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его ...

Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в москве
Таким образом, когда в 90-х годах XIV в. в Москве появился Феофан Грек, здесь уже сложились новые животворные традиции, что и позволило ведущим столичным мастерам избежать эпигонского подражания великому византийцу. Приезд в Москву Феофа ...

Возникновение импрессионизма. Общая характеристика творчества
На рубеже 18-19 веков в большинстве стран Западной Европы произошел новый скачок в развитии науки и техники. Индустриальная культура проделала огромную работу по укреплению духовных основ общества, преодолению рационалистических ориентиро ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация