Иероним Босх–жизнь и творчество

Материалы » Иероним Босх–жизнь и творчество

Страница 6

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека.

Бледные цвета закрытого триптиха сменяет буйство красок. Разные животные пасутся среди зелёных холмов, вокруг водоёма с причудливым сооружением. Это — Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот — жестокость, дьявол).

На правой створке показан Ад.

Сказочный рай центральной панели уступает кошмару Ада, в который волнение страсти преобразовано в безумие страдания. Как всегда у Босха при изображении Ада, горящий город служит фоном, но здесь здания не просто горят, скорее они взрываются, выбрасывая струи огня. Основная тема — хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном, и обычные предметы.

Пара обычных ушей, несущих большой нож размалывает тела проклятых, а ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Безобидный кролик(символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву; рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Наконец, выше этой сцены — Птицеголовый монстр пирует проклятыми и затем они погружаются в яму, обжору заставляют беспрерывно рвать в яму, тщеславную женщину ласкают монстры. Необычным кажется Дерево-человек, в туловище которого устроена таверна, а голова поддерживает диск, на котором под звуки волынки мучают грешников. "В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах " — говорит пессимистически Босх.

По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал его для церкви.

Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».

Просматривая увеличенные изображения створок, я прочла классическое (принятое специалистами) описание их содержания. Предлагаю прочесть ещё одно интересное мнение.

«Любое серьезное рассмотрение картины начинается с подробного описания всех персонажей ее, затем осмысления их и попыткой связать единой мыслью. Сначала бегло осмотрим триптих, поскольку персонажей множество.

На внешних поверхностях закрытого алтаря изображены две половины Земли на третий день творения. Это прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши. Вдалеке – Творец наблюдает за рождением мира.

Внутренняя поверхность левой створки посвящена зарождению растений, животных из воды. В центре створки изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источник жизни, из которого порожденные существа выбираются на сушу. На первом плане Господь рассматривает только что созданных им Адама и Еву.

На правой створке дана фантастическая картина ада. Тьма, пламя дальнего пожара.

В центральной части царит атмосфера веселого карнавала, вселенского праздника любви, нежных любовных забав нагих молодых людей.

В чем смысл картины? Посмотрим критику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Развитие иконописи в Туринске
Наряду с монастырями в XVIII-XIX вв. иконописанием занимались мастера практически во всех уездных городах Зауралья. Наиболее показательным примером взлета и последовавшего за ним быстрого упадка местной традиции может служить Туринск. В ...

Семантика цвета в слове и изображении
О цвете в средневековом искусстве существует множество исследований. В настоящем параграфе затрагиваются лишь вопросы, связанные с семантикой цвета, которые раскрывают связь между словом и изображением в лицевой рукописи. Среди иллюстрац ...

Декоративное решение одежды. ткани, цветовая гамма
Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды средневекового периода можно выделить следующие: 1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов и линии соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками (из более дорог ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация