Иероним Босх–жизнь и творчество

Материалы » Иероним Босх–жизнь и творчество

Страница 3

Что значит эта сцена и надпись "Мастер, удалите быстро камни." (у Лабберта)? В Средневековье выражением "у него камень в голове", пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее. Однако, то, что хирург удаляет из головы, не "камень глупости", а цветок, как лежащий на столе.

На картине присутствуют и другие предметы: перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; кувшин, висящий на поясе хирурга — ненасытность, жадность; книга на голове женщины — сейчас это, к сожалению, не ясно.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

"Фокусник" — одна из ранних работ Босха. Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили. Сова, смотрящая из корзины - типичый, для Босха, символ зла. Под столом сидит маленькая собачка или обезьянка в костюме шута - символ обмана Такую сцену можно увидеть и сейчас, через 500 лет. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником. "Склонность человечества к глупости может привести к злу" - говорит, теперь уже нам, Иероним Босх.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.

Пассажиры корабля Босха — представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Вместо мачты - дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой – веслом. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве - символы зла и ереси. Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдий к занятию любовью. Плоды вишни, лютня и винный кувшин - распутство и потеря самообладания от вина. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?

Дураки на корабле - не безбожники, так как среди них - монах и монахиня, но они все живут "в глупости". Босх смеётся , но это - грустный смех. Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.

Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи - скрытые существа нашего внутреннего мира.

"Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме

Предыстория славянской письменности
«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, офор ...

Акмеизм
На смену символизму пришел акмеизм. В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как ...

Живопись натюрморта
Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных зак ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация