Босх предоставляет зрителю разнообразие фигур, подвергающихся наказаниям, связанным с различными грехами.
Первой замечаем голую фигуру, едущую на корове. Окружённая вниманием нескольких демонов, держа чашу, она въезжает в башню. Один из демонов проткнул её раскалённым вертелом. Считается, что это символ того, кто обокрал церковь или заведение для бедных. Рядом наказание Развратника - жаба отгрызает его гениталии, показывая, как все они будут наказаны.
Огромная рыба-демон (рыба - символ жадности) пожирает Жадного. Дьявол-охотник за душами, трубя в рог, тащит Сатаниста, с распоротой грудью. Наконец, собаки терзают жертву под мостом. Собаки Ада, адские псы, сопровождaвшие охотника за душами Сатану, часто встречаются в средневековой литературе.
Здесь Босх показывает один из смертных грехов — Жадность, и то, что следует из неё: разногласия, насилие, убийство, гордыня, разврат и обман. Ирония Босха в том, что в Нидерландах сено имело небольшую ценность и часто использовалось как символ бесполезности мирской выгоды. И выражение "везти воз сена" с кем-то значило дразнить или обманывать этого человека.
По дороге, среди природы, свойственной Босху, движется воз сена. Вверху Христос, благословляет людей на праведную жизнь. Все же, сцена ниже совсем не духовна. На вершине стога, на заднем плане — обнимающаяся пара. Перед ними, под маской урока музыки, учитель соблазняет ученицу. Ангел молит о помощи, о прощении, что допускает всё это, но флейта демона побеждает. А над ними символы греха: сова (зло, ересь) и кувшин (ненасытность). А внизу торжествует Жадность. Каждый стремиться урвать побольше сена (благ). Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё, что они хотят и сколько хотят, они берут силой власти. Ниже — простой народ. Кто с вилами, кто с лестницей . И вот, уже драка! Жадность породила насилие. Человек с вилами пытается защититься от нападающего с ножом. Лежащему на земле мужчине приставили нож к горлу. Монах отчаянно сдерживает женщину, избивающую другую. Рядом с дорогой — сцены обычной жизни. Они говорят, что те, кто не участвуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают внимания на происходящее.
Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленях у женщины с ребёнком; жарится мясо на огне, а перед ним женщина моет ребёнка; дантист "лечит" пациента, а в правом углу ненасытный священник наблюдает за монахинями, которые наполняют большой мешок сеном.
Все же, несмотря на все это, воз продолжает продвигаться, размалывая всё, что попалось под колёса. Тянут его демоны (справа) с большой рыбой (символ жадности, ненасытности). И тянут прямо к дверям ада — правая панель (хорошо видно на полном триптихе). Цель Босха была показать современникам, что занятие (дело), не приносящее пользы людям, не имеет ценности, оно — сено, используемое Сатаной, чтобы соблазнить человечество к саморазрушению. Прошло 500 лет, но и сейчас актуальна идея картины. Жадность, желание обогатиться без труда порождают разногласия, насилие, убийство, разврат, обман и ведут человечество к разрушению".
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
Ветхий Завет Бытие 1
Триптих "Сад земных наслаждений" - самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. С 1868 г. триптих находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.
На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…
Статьи по теме
Культура конца XIX века
Общий характер многочисленных явлений, равно как и выражающееся в них основное настроение, принято было называть настроением "конца века" (fin de siecle). Французы первые переняли то душевное настроение, которое обозначается эти ...
Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах
В XVIII веке в русском изобразительном искусстве возникает такая особая разновидность портрета, как миниатюра. Миниатюры это небольшие произведения, выполненные на эмали, фарфоре, картоне, пергаменте, бумаге, на тонких костяных пластинках ...
Философия
Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перест ...