В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Иероним Босх известен работами, наполненными демоническими существами, показывая его исключительную независимость от традиции его времени. Однако, эта картина полностью соответствует иконографической традиции 15-ого столетия, одна из немногих работ владельца, содержащих портрет дарителя.
Донатор, стоящий на коленях, молится о спасении. Его сопровождает Святой Петр (с ключом), которого донатор считает своим покровителем. Повернувшись к Св.Иоанну Богослову, Св.Петр представляет своего подопечного и просит за него.
Св.Иоанн просит Деву Марию, обратиться к Сыну. Скоро, очень скоро, Он встретится с Всевышним и может заступиться за донатора.
Сцена изображается в месте, где действительно пытали осужденных преступников, на краю Брабантского города, который виден вдали. Сломанная виселица, разбросанные кости .
Личность дарителя не известна. Только его имя, Пётр, обозначено присутствием его святого покровителя. Костюм, который был принят в 15-ом столетии, указывает, что даритель был в свите лорда. Не известно, одиночная ли это картина или это часть алтаря, имевшего боковые створки, что характерно для художника.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге — символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Все скромные пожитки — за спиной. Дорога полна опасностей: сзади группа воров привязывает прохожего к дереву, ограбив его; вдали, на холме, готова виселица, на которую страннику очень легко попасть; слева от странника, крестьянин играет на волынке (символ ненасытности или споров) и танцующая пара (символизирующая опасность сексуального искушения).
И, как будто этого недостаточно, страннику угрожает злая собака. Отбиваясь от неё, бедняга, кажется, не видит, что мост, на который он собирается ступить, слишком ветхий, чтобы выдержать его.
В пессимистическом стиле, типичном для него, Босх напоминает зрителям, что мир чреват опасностями, и что человек, идущий по Дороге жизни, никогда не должен забывать о бдительности. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга», или «Блудный сын», 1510 г.
Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая.
Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они, превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю.
Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай. Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама. Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.
На фоне огня, в котором горят проклятые, (Босх показал его в "Видениях потустороннего мира") идёт строительство новой башни. Как и многое в работах Босха, назначение её было загадкой. Но историк-искусствовед Сикнза (c. 1605), описал её, как строение, для подготовки входящих в Ад. Строительный материал - "души несчастных проклятых". Другая версия, что это пародия на Вавилонскую башню.
Статьи по теме
Письменность
Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.
В настоящее время насчитывается около 2 тыс. ...
Неоклассицизм
В Петербурге модерн испытывал сильное влияние классицизма. Так родился неоклассический архитектурный стиль. Его представителями были архитекторы И. А. Фомин и И. В. Жолтовский.
И. А. Фомин в 1919 возглавил архитектурную мастерскую Совет ...
Взгляд на цивилизацию в их развитии
Понятие "цивилизация" в философии появилось в XVIII веке в русле теории прогресса и несло на себе отпечаток просветительского мышления. В это время практически отсутствовало критическое рассмотрение этого понятия. Цивилизация по ...