С упадком и гибелью конкретного исторического общества его культура вовсе не погибает целиком — отдельные культурные системы видоизменяются и продолжают существовать. Из этого вытекает общечеловеческий, вненациональный характер великих культурных ценностей, которые становятся общими для многих народов и обществ и переходят от одного к другому.
Мы будем исходить из тезиса о единстве процесса культурного развития человечества и общих закономерностях, им управляющих.
Глубокое проникновение в культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Расстояние между культурами сокращается, и единство мира становится все более ощутимым.
Просвещение. XVIII в. в истории европейской культуры называют эпохой Просвещения, Просвещение — это широкое, охватившее в той или иной мере все европейские страны идейное движение. Просветители боролись за победу «царства разума», основанного на политической свободе и равенстве граждан, за освобождение от предрассудков. Они провозгласили «естественный свет разума» главным и независимым от религиозного фанатизма средством познания мира и совершенствования общества и общественной жизни. В понятие «разума» просветители вкладывали четкое гуманистическое содержание. «Разумными» объявлялись все запросы и устремления свободного и деятельного человека, не скованного никакими формами принуждения, исходящего от церкви или государства. Такого индивида, борющегося за свои права, предоставленные ему самой природой, просветители называли «естественным человеком».
Пропаганда прав «естественного человека» приводила к провозглашению лозунга: «Свобода, равенство, братство», ставшего особенно популярным в годы Великой французской революции.
Крупнейшими представителями Просвещения были, кроме Дж. Локка в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье во Франции, Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер и И.Г. Гердер в Германии.
Франсуа Мари Аруэ, называвший себя Вольтером (1694—1778), вошел в историю французской и мировой культуры как великий философ-просветитель, писатель, блестящий сатирик и полемист. В своих философских повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедиях «Брут», «Танкред» и других Вольтер обличал религиозную нетерпимость и мракобесие, призывал человека во всем руководствоваться собственным разумом. Разум приносит человеку, по мнению Вольтера, обладание главными добродетелями — терпимостью, человечностью и свободой.
Французское Просвещение примечательно также творчеством великих французских энциклопедистов и материалистов — Дени Дидро, Жана Лерона Даламбера, Жюльена Ламетри. Многотомная «Энциклопедия» Дидро и Даламбера включила в себя итоги современных им наук и послужила фундаментом для развития научной и философской мысли в XIX в. Этот труд стал фундаментальным источником и литературным памятником французского Просвещения.
Жан Жак Руссо (1712—1778) был оригинальным мыслителем среди великих деятелей эпохи Просвещения. Одно из главных произведений этого французского писателя и философа — «Об общественном договоре .» — начинается словами, нашедшими живой отклик у мыслителей последующих десятилетий и даже столетий: «Человек рождается свободным, между тем он повсюду в оковах». Руссо полагал, что общество, цивилизация портят и порабощают человека, но что если дать ребенку свободу, то он вырастет свободным и добродетельным. Главный источник социального зла Руссо усматривал в общественном неравенстве, а коренной причиной неравенства считал частную собственность. Пути преодоления социального неравенства Руссо видел в общественном договоре и отыскании такой формы ассоциации людей, которая бы защищала и охраняла личность и собственность каждого ее члена.
Немецкая философия. В Германии важную роль в формировании идей Просвещения играла философия. В немецкой философии XVIII в. царили Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716), основатель и президент Берлинского научного общества, и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804), который выступил в роли первооткрывателя во многих сферах науки и ввел принцип историзма в современное ему естествознание. В 1755 г. вышел труд Канта «Всеобщая естественная теория неба», в котором он изложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Критические труды Канта, посвященные теории познания («Критика чистого разума»), эстетике («Критика способности суждения»), морали («Критика практического разума»), религии («Религия в пределах только разума»), определили критическое направление в немецком Просвещении XVIII в. и дали мощный толчок дальнейшему развитию не только философии, но и многих других наук.
Статьи по теме
Имидж министра
экономразвития Эльвиры Набиуллиной
Эльвира Сахипзадовна Набиуллина (Эльвира Сәхипзадә кызы Нәбиуллина; 29 октября 1963, Уфа) - российский экономист, государственный деятель, министр экономического развития России.
Окончила Московский государственный унив ...
Автопортреты
Что заставляло Рембрандта так много и часто писать свое изображение? Может быть, им руководило весьма понятное и законное желание человека, чувствующего свое превосходство над точной, сознающего в душе нечто необыкновенное, передать потом ...
Краткая история Аничкова дворца
Аничков дворец был заложен в августе 1741 года, по изустному указу Елизаветы Петровны. На протяжении своей достаточно долгой жизни дворец назывался по-разному: Аничков, Аничковский, Аничкин, Собственный Его Императоского Величества, Никол ...