Величавое благородство Ренессанса уступает место впечатляющей, но подчас нарочитой грандиозности. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства и архитектуры Ренессанса, уступает место началу иррациональному; статичность и спокойствие — динамике и напряжению.
Барокко связано с дворянско-церковной культурой периода зрелого абсолютизма и было призвано прославлять его могущество. В то же время оно отражало антифеодальные устремления; профессивные представления о единстве и безграничности мира, о его многообразии и изменчивости.
Крупнейший представитель итальянского барокко Лоренцо Берншш (1598—1680) был архитектором, скульптором, живописцем и декоратором. Для искусства Бернини характерны фандиозность, пышность и динамика, приподнятость и интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, контрасты света и тени. Построенная им бронзовая сень (балдахин) в центре собора св. Петра в Риме с витыми колоннами считается первым произведением зрелого барокко. Известна также колоннада площади перед этим собором.
Не менее значимо творчество другого представителя зрелого итальянского барокко архитектора Франческо Борромини (1599—1667). Творения Борромини отличаются особой пышностью, экспрессивностью форм, максимальной напряженностью. Главное произведение Борромини — церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (у четырех фонтанов) в Риме (1667), волнообразный фасадкоторой расчленен двухярусной колоннадой, украшен скульптурой, нишами и живописными панно.
Дворцово-парковый ансамбль Версальского дворца в пригороде Парижа создавался в 1668—1689 гг. Построенный в стиле французского классицизма, он стал символом славы и величия Людовика XIV. Это был плод коллективного творчества архитектора Луи Лево, живописца-декоратора Шарля Лебрена и садового архитектора Андре Ленотра. Позже строительством в Версале занимались Ф. д'Орбе и Жюль Ардуэн-Мансар. Последний создал главное помещение дворца — знаменитую Зеркальную галерею. Композиция дворца прекрасно воплощала идею самодержавной королевской власти: в центре находится дворец — резиденция короля, подчиняющая себе окружающий ландшафт. Регулярный, или французский, парк, созданный Ленотром и Ардуэном-Мансаром, представлял собой строгую геометрическую систему с симметричным расположением всех ее элементов: газонов, аллей, бассейнов, фонтанов и скульптур. Версаль впоследствии стал образцом королевской резиденции для всей Европы XVII—XVIII вв.
Собор Дома Инвалидов в Париже, замечательный памятник французского барокко, — тоже творение великого Ардуэна-Мансара.
В XVIII в. искусство барокко, достигнув апогея, сменяется стилем рококо (от франц. госаШе — декоративный мотив в виде раковины). Этот стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерен уход от жизни в мирфантазии, виллюзорный и идиллический мир театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве рококо господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, для них характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические сюжеты. Декоративное искусство характеризуется асимметрическими композициями, духом интимности и комфорта.
Большую роль в архитектуре барокко и рококо играет прием зрительного обмана, иллюзии. Росписи на потолке сделаны таким образом, что наблюдатель, переводя взгляд со строительной конструкции на живописное изображение, а затем на открытое небо, как бы принимает участие в собрании святых (церковь в монастыре Цвифальтен). Алтарь нередко устроен таким образом, что присутствующий ощущает свое непосредственное участие в происходящем (алтарь церкви монастыря Рор).
В Италии преодоление маньеризма связано прежде всего с такими именами, как братья Карраччи — Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) — и Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Шедевры Караваджо — большие алтарные росписи «Положение во гроб», «Успение Марии» — отличают лаконизм и простота композиции, возвышенность образов, эмоциональная напряженность, чистый и звонкий колорит.
Статьи по теме
Содержание творческих работ
В работах мы решили показать специфику жанра и его разнообразные стороны. Так, наиболее доступными способами мы решили передать разнообразие форм, цветов, ритмов.
Хотя творческие работы объединены общей сюжетной линией, они показывают на ...
Социальная структура Индии
Общиной индийского общества в древности, так же, как и в других восточных цивилизациях, была сельская община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех богатствах природы требовалось стабильное и надежное производ ...
Особенности мировоззрения: культы и верования
В письменных источниках были найдены свидетельства последних отголосков древнего первобытного общества, и на пороге собственно исторической эпохи развитие производительных сил уже вело к постепенному его разложению, а затем к угасанию. Об ...