Культура и общество

Материалы » Культура и общество

Страница 4

Властителем дум в Нидерландах XVII в. был философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1677), стоявший на позициях рационализма в вопросах философии и религии и положивший начало научной — филологической и исторической — критике книг Священного Писания.

Немецкая классическая литература. Одним из крупнейших деятелей немецкого Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781), выдающийся драматург, критик и философ, основоположник немецкой классической литературы. Одна из ярких особенностей творчества Лессинга — его активный боевой дух. «Человек рожден для действий, а не для умствований», — говорил он. В своих произведениях, как теоретических, так и художественных, Лессинг провозглашает идеи веротерпимости, право на свободомыслие, равенство народов. В книге «Лаокоон», в статьях о театре Лессинг обосновал теорию реализма («Не может быть великим то, что противоречит правде») и заложил теоретический фундамент развития немецкой реалистической драмы. Замечательные басни и эпиграммы Лессинга — это острая сатира на пороки современного ему немецкого общества. Лессинг высмеивал немецких писателей за педантизм и холопство перед властью и титулом, бичевал «знатных дуралеев» за невежество, монахов — за ханжество. Лессинг создал первую подлинно реалистическую народную комедию «Минна фон Барнхельм», в которой судьбы героев были связаны с жизнью современного ему общества. Страстно обличал Лессинг произвол и тиранию немецких князей в трагедии «Эмилия Галотти». Высшее проявление лессинговского гуманизма — это драма «Натан Мудрый», в которой он изложил свои взгляды на религию. «Гуманизм — вот настоящая религия» — такова основная идея этой драмы.

Основоположниками немецкой классической литературы нового времени были Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805). В молодости Гёте принимал участие в бунтарском движении молодых писателей «Буря и натиск». Позднее, в 80-е годы, он пришел к концепции так называемого веймарского классицизма, в которой место революционного действия занимает идея постепенных реформ, воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Эта идея соответствовала просветительскому идеалу Гёте, его вере в безграничные возможности человеческого разума и силы духа. Гёте вошел в мировую литературу прежде всего как создатель бессмертной трагедии «Фауст». «Фауст» Гёте — это философская поэма, ставящая и разрешающая основные вопросы человеческого бытия и прежде всего поиска смысла жизни. Однако путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками и непоправимыми утратами. Мгновение, когда дряхлому, ослепшему Фаусту открывается величие идеи, подлинно прекрасно:

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой .

Шиллер, как и Гёте, пережил в молодости увлечение «Бурей и натиском». Первая драма Шиллера, «Разбойники», в которой благородный разбойник Карл Моор противопоставлялся обществу, была юношеским протестом Шиллера против феодальных оков в Германии, против злодейства, прикрытого ханжеской моралью. В драмах Шиллера («Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль») отражено негодование против сословных привилегий дворянства, взяточничества чиновников и других общественных пороков. Шиллер высоко оценивал общественную роль искусства, в особенности искусства драмы, говоря о театре как о «школе жизни». Он считал, что театр — это наиболее мощное орудие социального преобразования, сильнее морали, религии и законов. Он видел основную задачу театра в том, чтобы карать порок и прославлять добродетель. Искусство, с точки зрения Шиллера, должно играть роль орудия общественного преобразования.

Архитектура и живопись. Преобладающими стилями в европейском искусстве XVII—XVIII вв. были барокко, рококо и классицизм.

Стиль барокко появился в Италии в начале XVII в. Французские архитекторы пренебрежительно называли словом «барокко» витиеватый архитектурный стиль Италии и Германии. Только с конца XIX в. термин «барокко» стал применяться для обозначения стиля, господствовавшего в европейском искусстве в XVII—XVIII вв. Это время примечательно страстью к эффектным зрелищам, к совмещению иллюзорного и реального, развитием театрального, музыкального и декорационного искусств, рождением оперы. Для стиля барокко характерно объединение всех видов искусства: скульптура сливается с архитектурой, живопись иллюзорно расширяет внутреннее пространство, внешние формы зданий как бы вливаются в пространство площадей и парковых ансамблей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме

Истоки искусства
Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проб­лема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художе­ственной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком мн ...

Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси
Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, се ...

Умбрийская школа XV век
В Умбрии в XV веке не было крупных городов, много пространства занимали помещичьи угодья, поэтому и в искусстве дольше жили и были ярче феодальные, средневековые традиции. Искусство Умбрии декоративно, лирично, мечтательно и религиозно. ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация