В социологическом подходе культура понимается как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура здесь характеризуется с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.
В рамках данного подхода культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Каждое общество создает свои культурные ценности, но они же затем определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Можно привести некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания. Культура это:
n “прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта” (У. Бекет);
n “система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов” (П.А. Сорокин).
В гуманистическом подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта (носителя) культуры. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей. Культура, таким образом, есть мера человеческого в человеке. В рамках данного подхода определяет культуру, например, В.М. Межуев: “Культура - это производство самого человека во всем богатстве его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия”.
Изложенные выше подходы не исчерпывают собой всего многообразия взглядов на понятие культуры. При этом каждый подход заслуживает внимания, поскольку в нем схватываются какие-то важные черты культуры. Эти подходы взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о культуре. Но единого, универсального определения культуры в современной культурологии не существует, хотя многие исследователи подчеркивают необходимость формирования обобщенного понимания культуры.
Культура - это сложная многоуровневая система. Структурирование культуры можно осуществлять по различным основаниям. Так, по субъекту (носителю) культуры выделяют следующие ее уровни:
· мировая культура (культура человечества);
· национальная культура (например, русская, французская, армянская, татарская)
· национальная культура (например, русская, французская, армянская, татарская и др.);
· культура больших социальных групп, общностей (городская, сельская, молодежная, профессиональная);
· культура малых социальных групп (культура семьи);
· культура личности.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура выступает как синтез культур различных социальных групп. В современной культурологии существует понятие “субкультура”. Субкультура - это совокупность идей, символов, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-то социальной группой. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Например, в России еще в начале ХХ века существовало множество субкультур разных классов и сословий: крестьянская, дворянская, купеческая, казаческая и т.п. В зависимости от принадлежности к той или иной церкви выделялись христианская (православная), исламская и буддийская субкультуры. В качестве субкультур выступали и национальные культуры, поскольку Россия являлась многонациональным государством.
Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Профессиональная культура создается специалистами, то есть людьми, имеющими особую подготовку. Их произведения фиксируются, имеют своего автора, сохраняются в культуре в том виде, в каком они были первоначально созданы. Культура, творимая народными массами, неотделима от труда и быта народа. Она создается самим народом и передается устным преданием, ее авторы анонимны. Произведения народной культуры существуют обычно во множестве вариантов, так как при устной передаче они меняются.
Народная культура включает в себя народное миросозерцание и миропонимание, эмпирические знания в области производства, народную медицину, народную педагогику и этику, народное искусство, устное народное творчество (фольклор). Длительное время народная культура противостояла профессиональной культуре. С развитием средств массовой информации границы между народной и профессиональной культурой были размыты. Возникла массовая культура, не связанная с какими-то отдельными субструктурами.
В структуру культуры традиционно включают такие ее составляющие как: ценности, нормы, обычаи, обряды и некоторые другие элементы. Известный отечественный культуролог Л.Н. Коган распределяет эти элементы между субстанциональным и функциональным блоками культуры. По мнению Л.Н. Когана, эти два “блока” дают сущностную характеристику культуры. Субстанциональный блок, составляющий “тело”, основу культуры, включает прежде всего ценности и нормы культуры.
Статьи по теме
Этническая и национальная культура
Важным для построения культурной типологии является определение понятий "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Этниче ...
Металл
Наряду с благородными металлами египтяне обрабатывали медь и бронзу. Железо, известное им с начала Древнего царства, стало применяться только в греко-римскую эпоху.
В области декоративного искусства мы знаем медные сосуды прекрасной ра ...
Основные принципы современной режиссуры
Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуще ...