Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы человека, группы людей, общества. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное и т.д.
В отечественной культурологии до недавнего времени ценности традиционно делили на материальные и духовные. Под материальными ценностями понимаются вещественные продукты человеческого труда (здания, одежда, мебель, орудия труда и т.п.), духовные ценности предстают как разделяемые обществом или группами людей убеждения относительно целей, к которым надо стремиться в жизни (например, нравственные ценности).
В настоящее время культурологи дают более разработанные классификации ценностей. Выделяются такие типы ценностей как: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.); социальные (социальное положение, трудолюбие, богатство, работа и др.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок); моральные (добро, благо, любовь, дружба, честь, честность, верность и т.д.); религиозные (Бог, божественный закон, спасение, вера); эстетические (красота, прекрасное, гармония и др.); семейно-родственные (семейный уют, взаимосвязь и взаимопонимание поколений) и некоторые другие.
Нормы (правила) определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Усвоение определенных норм необходимо человеку для успешной адаптации в обществе. Нормативная сторона культуры включает широкий круг требований. Это и элементарная опрятность, гигиена, и соблюдение принятых правил поведения, и нравственные (моральные) нормы, и правовые нормы (законы). Исполнение норм обеспечивается различными формами принуждения, начиная с общественного мнения и заканчивая государственными институтами.
Функциональный блок культуры, по Л.Н. Когану, раскрывает процесс культурной деятельности, движения культуры. В функциональный блок входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, обеспечивающие функционирование культуры. Обычай - это исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, закрепляющихся в общественной памяти и передающихся из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, в общении, в воспитании и т.п. Передаваясь из поколения в поколение, обычай срастается с внутренними мотивами поведения и создает потребность в его соблюдении. Формализованный обычай, совершаемый в определенном месте и в положенное время по специальному поводу, выступает как обряд.
Традиция - это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и cоциальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают ценности, нормы, идеи, обычаи, обряды.
В древние и средние века именно традиция и обычай (как разновидность традиции) обеспечивали преемственность в культуре. Они определяли общественную и личную жизнь человека. В них содержались наставления, нравственно-эстетические ценности и нормы, правила хозяйственной деятельности, устройства жилищ, способы воспитания детей, использования лекарственных средств. Это главные средства функционирования народной культуры.
С появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для функционирования культуры, для ее производства, сохранения, потребления. Это - научные лаборатории, издательства, театры, библиотеки, архивы, музеи, система образования и т.д.
Существуют и другие подходы к структурированию культуры. На основе деятельностного подхода, доминирующего в отечественной культурологии, выделяют виды (формы) культуры. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. В самом широком смысле культуру как целостную систему делят на материальную и духовную формы. Под материальной культурой понимается совокупность материальных ценностей, средств и форм их производства и способов овладения ими. В материальную культуру входят разнообразные орудия труда (от простейших форм до сложных машинных комплексов), технологии, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения, предметы повседневного обихода и т.д. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления (философия, религия, этика, право, политика, искусство, наука) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.
Подразделение культуры на материальную и духовную является достаточно условным, поскольку в реальной жизни они практически неразделимы. Куда, например, можно отнести шедевр архитектуры, картину, книгу? К материальной или к духовной культуре? С одной стороны, они материальны, с другой - духовны, так как имеют определенное идейное, эстетическое, нравственное содержание. Несомненно, можно утверждать, что духовная культура - это идея, а материальная культура - ее опредмеченное воплощение.
Статьи по теме
П.Я. Чаадаев: идеи евроцентризма
Яркой и противоречивой фигурой, порожденной болью за изоляцию и отсталость современной ему российской культуры, был друг Д.С. Пушкина мыслитель и публицист, Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Родившись в старинной дворянской семье, он ст ...
Поздние картины. Проповеди Саванаролы. Закат
творчества художника
В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано было, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце 15 века. Еще при жизни Лоренцо В ...
Письмо как искусство
«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя ...