Рассмотрим некоторые типологии культуры, построенные на основе таких существенных признаков культуры, как: время, место, отношение к традиции. На основе временного изменения культуры выделяется ее историческая типология, которая соответствует принятой в науке периодизации истории:
· культура древнего мира ( до V века н.э.);
· культура средневековья ( с V по XVI в.);
· культура нового времени ( c XVII по XIX в.);
· культура новейшего времени ( с начала XX века).
Некоторые культурологи дополняют историческую типологию сущностной характеристикой культур в данные эпохи. Так, по мнению В.Г. Федотовой, можно выделить четыре типа культуры:
Таблица 1.
Тип |
Эпоха |
Отличительные черты |
Доклассический тип культуры |
Древний мир и средневековье ( до XIV в.). |
Целостность восприятия мира; коллективисткие ориентации и невыделенность личности; мифологический или рели- гиозный характер мировоз-зрения; отсутствие историзма. |
Классический тип культуры |
XIV - конец XIX веков |
Гуманизм – выделение личности. Рационализм - вера в разум человека. Историзм – следствие этой веры в человека и его разум, признание прогресса. |
Неклассический тип культуры |
Начало XX в. - до последней трети XX века. |
Ослабление принципов гума-низма, рационализма, историзма в результате войн, социальных катастроф, эколо-гических повреждений. |
Постнеклассический тип культуры |
Конец XX века |
Дальнейшее ослабление уже ослабленных принципов. Боль-шая ориентация на существу-ющую реальность, на ее принятие. |
Одной из общеизвестных и распространенных является типология культур на основе отношения к традиции. Здесь выделяются два основных типа культуры: традиционный и модернистский, или современный:
Таблица 2.
Традиционный тип культуры |
Современный тип культуры |
1. Традиции преобладают над инновациями (нововведениями). Новое понимается как социально опасное. Но инновации могут использоваться для сохранения традиции. |
Постоянная ориентация на инновацию. Развитие воспринимается в культуре как норма жизни. Новое поощряется. |
2. Наличие религиозного или мифологического освящения и закрепления традиций. |
Светский характер социальной жизни. |
3. Коллективистский характер культуры, отсутствие выделенной личности (индивидуальности). Конкретное поведение людей определяется жесткой системой коллективных норм, которые навязываются без объяснения. Они заданы традицией. Это - “культура стыда” - мотивы поступка определяются отношением окружающих к нему. |
Выделение личности. Норма культуры ориентирует, но не приказывает. Соответствует ли поведение норме культуры, решает сам индивид. Это “культура вины” - мотивы поступка определяются совестью индивида. |
4. Внутренняя и внешняя цензура охватывает не только поведение людей, но и их образ мыслей. Существует жесткий мировоззренческий контроль. В культуре существует “священный текст” - собрание знания обо всем, вечных истин. |
Отсутствует мировоззренческий контроль, нет образцов поведения и мысли, нет “священного текста”. |
5. Преобладающий тип ценностей - авторитарные ценности, которые поддержаны (и поддерживают) традицией и коллективными представлениями. Свободы мнений не существует. Политический авторитаризм. Отсутствие личных свобод. |
Авторитет и традиция не являются высшей ценностью. Господствует свобода мнений. Иная система власти (демократия). |
6. Психологический тип личности - созерцатель, но не деятель. |
Психологический тип личности - активный деятель, открытый всему новому, готовый к изменениям. |
7. Наиболее значимым в культуре является мировоззренческое знание - философия, гуманитарные науки, но не естественные науки и технологии. |
Ориентация не на мировоззренческие знания, а на естественные и точные науки, технологии. |
Статьи по теме
В. Верещагин
Просветительская направленность русского искусства второй половины XIX в. отчетливо проявилась в творчестве крупнейшего русского баталиста В.В. Верещагина (1842-1904). Отношение к искусству прежде всего как к средству познания действитель ...
Пирамиды фараонов III династии
Пирамида Хабы
Пирамида находится в Завиет-эль-Эриане. Автором ее считается Хаба- предпоследний фараон III династии. Пирамида Хабы крупнее пирамиды Сехемхета- фараона IДинастии, и в отличие от последней, она сохранилась немного лучше. (Пр ...
Костюм Голландии
Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесо ...