Культура как объект познания

Материалы » Культура как объект познания

Страница 7

Что касается вопроса о соотношении понятий культуры и цивилизации, то здесь также наблюдается многообразие трактовок. Зачастую эти понятия не разводятся, отождествляются; делаются попытки обосновать, какое понятие является более общим. Достаточно часто встречается противопоставление культуры и цивилизации.

Еще русские славянофилы начали развивать тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации, противопоставлять цивилизацию как чисто западное явление культуре. В дальнейшем такая концепция была четко сформулирована Н.Я.Данилевским. О.Шпенглер довел противопоставление культуры и цивилизации до логического конца. В своей книге “Закат Европы” он описал цивилизацию как заключительный этап развития культуры, как “смерть” культуры. Культура определяется Шпенглером как “организм”, который обладает внутренним жестким единством и одновременно обособлен от других “организмов”. В основе каждой культуры лежит душа, культура - это жизненное воплощение этой души.

Но все живое смертно. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому культурному “организму” отмерен примерно тысячелетний срок существования. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Переход от культуры к цивилизации - это бросок от творчества к бесплодию, от развития к застою, от души к интеллекту, от героических “деяний” к утилитарной работе. Европейская культура, по мнению Шпенглера, вступила в стадию цивилизации, так как не может дать ничего оригинального ни в искусстве, ни в философии, ни в религии.

Работа О.Шпенглера вызвала широкую полемику, отклики культурологов и философов разных стран. Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) критически переосмыслил работу Шпенглера “Закат Европы” в своей статье “Воля к власти и воля к культуре”. Если у Шпенглера трагедия культуры начинается лишь с ростом цивилизации, то Бердяев смотрит на вещи глубже. Во всякой культуре, по его мысли, после расцвета начинается иссякание творческих сил, угашение духа. Меняется направление культуры, она устремляется к практической организации жизни.

Как считает Н.А.Бердяев, когда рождается напряженная воля к самой “жизни”, к могуществу “жизни”, к наслаждению “жизнью”, возникает и смерть культуры. Культура перестает быть самоценной, и поэтому умирает воля к ней. Бердяев говорит о величайшей значимости “воли к культуре” в противовес упорной, но прагматичной воле к “жизни” (“жизнь” здесь выступает как синоним бездуховного благоустройства).

Но и в самой культуре, для Бердяева, обнаруживаются начала, подрывающие ее духовные основы. Культуре свойственно, на известной стадии, как бы сомневаться в своих основах и разлагать их (и античная, и западно-европейская культура проходят через процесс “просвещения”, который порывает с религиозными истоками). Культура сама готовит себе гибель, отдаляясь от своих жизненных истоков.

В современной культурологии оппозиция “Культура - цивилизация” снимается, если понимать цивилизацию как некоторый продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую. Цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств функционирования и совершенствования человека, общества, определенный результат функционирования культуры, средство и условие ее изменения. Такое понимание соотношения культуры и цивилизации встречается и в западной (в частности, в американской) науке: цивилизация есть вся совокупность организационных средств, с помощью которых люди пытаются достигнуть тех целей, которые зашифрованы в понятии “культура”.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Статьи по теме

Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...

Иконография камерного портрета Екатерины II
В XVIII веке господствующим в системе живописных жанров был парадный портрет. В концепции парадного портрета образ представлялся преимущественно «в доминанте общего над личным» и был лишен индивидуальности. Вместе с тем стремление живопи ...

Немецкое Искусство XVI в
Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией пр ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация