Человеческий мир огромен, пестр, разнообразен, многообразны и формы деятельности. Поэтому современные культурологи обращают внимание не только на соотношение материального и духовного начал в культуре. Они исследуют разнообразные виды культуры (или специализированные сферы культуры). Можно привести некоторые виды (специализированные сферы культуры):
· физическая культура (поддержание и совершенствование телесной основы человека, его здоровья, формирование отношения к ним);
· политическая культура (организация власти и управления, достижение наилучших способов политического выбора и действия и др.);
· нравственно-этическая культура (фиксация достигнутого обществом уровня представлений о добре, зле, чести, справедливости и т. д., регулирование поведения людей, их отношений друг с другом);
· научная культура (познание мира - природы, общества, человека на основе экспериментов и рациональных рассуждений);
· эстетическая культура (эстетическое, чувственно-воспринимаемое освоение мира, создание и потребление эстетических ценностей);
· экологическая культура (создание системы новых ценностей, ценностных ориентаций, направленных на сохранение Земли как уникальной экосистемы).
Существует еще целый ряд видов культуры: религиозная, философская, правовая, хозяйственная, художественная и другие, отражающие многообразие форм деятельности человека в обществе. Каждый вид (сфера) культуры включает в себя представления, идеалы, ценности, нормы, способы деятельности человека в той или иной сфере его общественной жизни.
Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Культура - это многофункциональная система. Рассмотрим основные функции культуры.
Среди множества функций культуры главной является функция социализации (или человекотворческая). Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Человек рождается как представитель биологического вида Homo Sapiens и становится личностью, впитывая имеющийся в обществе опыт. Культура - это система, обеспечивающая социализацию человека. Культура - это средство развития человека.
Познавательная (или гносеологическая) функция связана с тем, что культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки как профессионализированного познания, в культуре осуществляется художественное, религиозное, нравственное познание. Культура, концентрируя в себе социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Информационная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции (передачи) всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому культуру называют социальной памятью человечества.
Знаковая (семиотическая) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Культура выполняет и коммуникативную функцию. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса.
Ценностная (аксиологическая) функция заключается в том, что культура как определенная система ценностей формирует у человека ценностные потребности и ориентации. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, гуманные и бесчеловечные, добрые и злые и т.д. Культура создает критерии оценки действий человека. Культура реализует и регулятивную (нормативную) функцию. Эта функция проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам в различных сферах их жизнедеятельности - труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
Учитывая особую сложность и многогранность культуры, отечественные и западные культурологи стремились построить типологию культуры. Типология культуры - это классификация культуры по каким-либо основаниям, общности признаков. Различные типологии культуры были предложены Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, П.А. Сорокиным и другими исследователями культуры.
Но нет и не может быть единственно верной типологии культуры, так как существует множество оснований, на базе которых может осуществляться типология. Например, на основе такого признака, как связь с религией, могут выделяться культуры религиозные и светские, в зависимости от региональной принадлежности - культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская. Перечислять все признаки не представляется возможным. Но каждая типология дает свой срез знания о культуре, поэтому можно утверждать, что различные типологии культуры дополняют друг друга.
Статьи по теме
Конвенциональные знаки
Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенно ...
Творчество Маркантонио Раймонди
В XV веке опыты репродукционной гравюры носили лишь эпизодический характер, граверы не столько занимались воспроизведением композиций других мастеров, сколько использовали заимствованные из них мотивы и образы для создания собственных лис ...
Мифология Двуречья
Мифология Двуречья дошла до нас в разных формах – шумерской, вавилонской и ассирийской. Хотя между вариантами любого конкретного мифа существует очень небольшая разница, тем не менее между шумерским и ассирийско-вавилонским вариантами ми ...